Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Сейчас, когда с момента очередной попытки санкционного давления на Россию прошло больше недели, можно оценить эффект от введения санкций на российский рубль, который показывает удивительную устойчивость к внешним стрессам, хотя в моменте, рыночные колебания рубля, все еще остаются довольно значительными.
Санкции, по замыслу их создателей, должны были привести к смене политического режима управления страной, а также убрать с глобального рынка конкурента. «Наша цель — изменить статус-кво и ввести значимые санкции и меры против путинской России», — заявил один из авторов проекта, сенатор-республиканец ЛиндсейГрем.
В этой связи у меня возникает несколько вопросов. Если экономика России так слаба и незначительна, и является не больше чем «бензоколонкой», то зачем такой могучей и процветающей стране как США, тратить столько усилий и мобилизовать своих союзников на борьбу с автозаправочной станцией? Если так происходит, значит, они чувствуют для себя и мирового порядка основанного на гегемонии США настоящую, а не мнимую, угрозу.
В результате действия санкций введенных США и их союзниками с 2014 по 2018 годы, российская экономика в значительной степени лишилась инвестиционного ресурса, а жизненный уровень населения упал. Однако это привело к значительным структурным сдвигам в экономике, и снижения долговой нагрузки российских корпораций.
Угроза ареста резервов ЦБ, привела к тому, что Россия избавилась от государственного долга США, приобретя вместо него облигации Китая и золото. Причем золота в 2018 году приобрели почти 200 тонн, ровно половину от того, что Россия имела в резервах перед началом кризиса в 2007 году.
Тогда запасы золота составляли около 400 тонн. В результате запасы золота в январе 2019 года выросли до 2030 тонн, или 18% от общего объема резервов находящихся в Банке России. Можно с уверенностью предположить, что в дальнейшем ЦБ РФ продолжит свою политику накопления золота и замещения им «надежных» облигаций «партеров» России по большей части принадлежащих к блоку НАТО.
Отказ ЦБ от инвестирования в долговые бумаги Вашингтона, а также введения в начале 2018 года бюджетного правила отсекающего нефть на уровне $40за баррель, сделало рубль менее зависимым от доллара США и нефтяных котировок. Несмотря на то, что с нового года Минфин и ЦБ возобновили покупки иностранной валюты на открытом рынке, это не привело к ослаблению курса российского рубля. Более того рубль значительно укрепился.
Несмотря на то, что покупки в рамках бюджетного правила не проводились в период апрель – декабрь 2018, что было связано с высокой волатильностью вызванной введением санкций, зависимость курса российского рубля от котировок нефти значительно снизилась. В декабре 2017 года корреляция между стоимостью нефти марки Брент и рублем составляла 0.93 (рис.1). В декабре 2018 года коэффициент корреляции упал до 0.68 (рис.2).
Рис.1: Зависимость между рублем и нефтью июль 2014 – декабрь 2017
Рис.2: Зависимость между рублем и нефтью, октябрь 2015 – декабрь 2018
Несмотря на то, что доллар США все еще доминирует на российском рынке, можно предположить, что зависимость от него будет снижаться пропорционально введению санкций США против России и предприятий ее энергетического сектора, а расчеты за поставки энергоносителей и зерна проводится в других валютах.
В результате чего рубль все больше будет отвязываться, от котировок нефти, основой расчетов, за которые, до некоторых пор, будет оставаться доллар США. Текущий уровень корреляции между рублем и нефтью уже является достаточно низким, и находится на тех же значениях, что корреляция между нефтью и курсом европейской валюты. Взаимосвязь между рублем и нефтью еще есть, а вот корреляции уже нет. Уровень корреляции ниже 0.7 считается недостаточным для того чтобы считать один актив зависящим от другого актива.
Падение нефти осенью 2018 года не привело к значительному изменению курса рубля, когда доллар остался на уровне 65 – 68 рублей. Гораздо большее влияние на рубль оказала угроза санкций и отток капитала с развивающихся рынков, что в декабре привело к паническому снижению курса рубля до отметки 70. Однако, как мы видим из текущей ситуации, реакция на введение санкций становится все менее болезненной, и в целом рубль, на фоне положительной ситуации с нефтью готов к еще большему укреплению, возможно вплоть до уровня 62.50.
Рис.3: Позиции трейдеров на бирже MOEX
Характерный момент, по данным московской биржи MOEX, по состоянию на 21 февраля физические лица имеют 630 тыс. позиций открытых в расчете на снижение курса, в то время как юридические лица открыли 1155 тыс. позиций в расчете на укрепление курса российского рубля (рис.3).
Перевес в позициях почти 2 к 1, что также может служить косвенным подтверждением укрепления курса рубля в феврале – марте. Другими словами глядя из сегодняшнего дня юридические лица считают, что рубль будет укрепляться, в то время как простые граждане ставят на его снижение. Лично я предпочту быть на другой стороне от толпы, хотя и не исключаю того, что мое настроение может измениться под воздействием перемены обстоятельств.
Успехи в стабилизации и развитии российской экономики отметили и международные эксперты, в том числе из противоположного лагеря. Много говорилось о повышении суверенного рейтинга России агентством Moodys. Устойчивый рост профицита государственного бюджета, положительный торговый баланс, а также структурные реформы были отмечены экспертами Всемирного Совета Золота.
Как я писал выше в условиях, когда российские корпорации оказались отрезанными от источников финансирования в иностранных валютах, они были вынуждены сокращать внешние заимствования и опираться на собственные потоки ликвидности, что привело к резкому снижению уровня внешнего долга. Это, впервые в истории России, привело к тому, что резервы центрального банка, и без того в три раза превышающие нормативы МВФ, полностью покрывают внешний долг всех хозяйствующих субъектов страны. Центральный Банк и Минфин накопили резервы для десятикратного покрытия государственного долга, при этом сам государственный долг имеет несущественную величину.
В этих условиях курс российского рубля становится все менее зависимым от внешних шоков, и все более является производным инструментом от внутренней политики российского правительства и центрального банке. Это, однако, не позволяет нам считать, что теперь при определении курса рубля все будет легко и просто. Будьте внимательны и осторожны, не забывайте про правила управления капиталом.
Глеб Кабанов – аналитик компании MTrading
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий